Лингвисты

Вы лингвисты. Языковая стихия времен писателя отличается от современного литературного языка. Ваша задача исследовать язык комедии.

 

Создайте «Словарь комедии».

Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый,  дворня, дворянский, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостной, крепостник,  мошенник,   недоросль,   обличение,  опека,  оппозиция, поместье, посвятить,  привилегия,   придворный, просветить,   разорение,   сговор,   скаредность,  стяжательство,   труженик, челобитчик,  челобитная,  фаворит.

Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции.

Что означают фамилии героев комедии? Являются ли они "говорящими"?

Речевые характеристики — большое достижение Фонвизина.

 

1.О чем свидетельствует речь персонажей комедии?

2. Составить речевую характеристику Скотинина. Его речь не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.

3. В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина?  

4. Что еще характеризует речь?

5. Составить речевую характеристику Простаковой. Ее речь безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.

6. Составить речевую характеристику Стародума. Его речь  — это речь образованного, культурного человека. 

Найдите в пьесе высказывания и афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума.

Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?

(Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.

7. Докажите материалами комедии, что речь Стародума свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции).