Литературовед - человек, изучающий художественную литературу, ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса.
Вы выбрали роль литературоведов. Эта роль очень серьёзная и ответственная. Ваша задача - сделать анализ комедии.
Комедия Д.Фонвизина “Недоросль” по глубине идейной проблематики остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Две проблемы, особенно волновавшие автора, лежат в основе произведения. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании писателя XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства. Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? Что такое воспитание? Какой была система воспитания в XVIII веке?
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".
В. Г. Белинский.
Ответьте на вопросы:
1. Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?
2. Как каждый из героев пьесы относится к образованию? На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
3. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?
4. Кто из героев является выразителем авторской идеи?
5. Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?
6. Кто из героев является кульминационным центром?
7. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков?
8. Сформулируйте и обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией Н.В. Гоголя.
«Кто может узнать что-нибудь русское в этом злобном существе, исполненном тиранства, какова Простакова, мучительница крестьян, мужа и всего, кроме своего сына?.. Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем свое достоинство, выразилась в таком извращенном виде, в таком чудном соединении с тиранством».